Первый раз Россия познакомилась с МЛМ (сетевым маркетингом) в 1989 году в городе Новосибирск. Там как раз и появились первые консультанты компании «Herbalife». Именно их продукция быстро разошлась по всей стране. Однако, так же быстро распространился и негативный имидж самого МЛМ (сетевого маркетинга). И странного в этом ничего нет.
Дикий рынок МЛМ (сетевого маркетинга) в России
В то время, когда в Америке и странах Европы МЛМ (сетевой маркетинг) давно уже стал знаменитым, многие университеты даже уже имели кафедры МЛМ (сетевого маркетинга) и развитую систему обучения консультантов. Кроме того, уже действовали законы против финансовых пирамид, в России МЛМ (сетевой маркетинг) только приобретал цивилизованные формы.
Для справки, в России Закон о финансовых пирамидах принят только в 2016 году
В погоне за быстрыми и легкими заработками в МЛМ (сетевой маркетинг) рванулись сотни и тысячи людей. Они не поняли ни стратегии этого бизнеса, ни философии. Хотя этих людей можно понять, ведь первые книги об МЛМ (сетевом маркетинге) появились лишь несколько лет спустя.
Врываясь в непонятное для себя новое дело, абсолютно не подготовленные, сотни людей из России терпели неминуемый крах. Поэтому они и покидали сетевой бизнес разочарованными. Что самое обидное, потом они винили всякого, но только не себя. А в первую очередь они винили МЛМ и новую систему, которая называется сетевой маркетинг.
Последствия такого негативно сложившегося мнения общества об МЛМ (сетевом маркетинге) в России сохранилось до сих пор.
Финансовые пирамиды —
не путать с МЛМ (сетевым маркетингом)
Кроме того, свою негативную лепту о мнении МЛМ (сетевом маркетинге) внесли еще и быстро распространившиеся финансовые пирамиды. Ведь их схема тоже очень похожа на МЛМ (сетевой маркетинг).
В традиционных сетевых компаниях люди получают деньги за продажу реальных товаров, а в пирамидах за несуществующие всевозможные бумажные сертификаты, акции и пр. Но народ в такие подробности не вникал, что и послужило сдерживающим фактором в развитии МЛМ (сетевого маркетинга) в России. Хотя, как мне кажется, это экономически выгодное и социально-полезное дело, как для государства, так и для самих граждан.
МЛМ (сетевому маркетингу) в России быть!
И все-таки, несмотря на негативное мнения общественности и отсутствие нормативной базы, МЛМ (сетевой маркетинг) нашел в России, а далее и ближнем рубежом, свое развитие.
Вторая компания, которая пришла в Россию, стал австрийский Save-Invest.
Они предложили россиянам швейцарские страховые полисы. По данным Росстрахнадзора, безуспешно боровшегося с австрийским страховым брокером многие годы, россияне с удовольствием вкладывали в швейцарские страховые программы (и вкладывают по сей день) десятки миллионов долларов ежегодно, а десятки тысяч наших сограждан стали дистрибьюторами этой австрийской фирмы (недавно она сменила «гражданство» на швейцарское).
Второй этап развития МЛМ (сетевого маркетинга) в России
Позже в России появились зарубежные компании МЛМ (сетевого маркетинга) Avon, Enrich, Mary Kay, Neways, Oriflame, Vision, Zepter и многие другие, увидевшие в России необъятный рынок сбыта для своих товаров.
Проверенный десятилетиями во всем мире экономический механизм безотказно сработал и у нас. Стали возникать и отечественные сетевые фирмы — Витамакс, Мирра-Люкс, Преображение… Число их множится ежегодно. По оценкам газеты «Труд», рассказавшей в это время, «Как сетевой маркетинг приживается в России», только в Москве MLM в 1999 году занималось около миллиона человек, в России — до трех миллионов, а в странах СНГ — до пяти миллионов.
С каждым годом число консультантов МЛМ (сетевого маркетинга) только растет
Сетевики предлагают сегодня широкий спектр товаров — от посуды до услуг Интернета.
В МЛМ (сетевом маркетинге) стали
приходит серьезные предприниматели.
С начала двухтысячных годов о своей приверженности системе МЛМ (сетевого маркетинга) объявили такие известные личности, как Анатолий Климин. Владелец торговой марки элитной женской одежды «Tom Klaime».
А также один из крупнейших российских предпринимателей, и не менее знаменитый бизнесмен Владимир Довгань, чье имя еще недавно прочно ассоциировалось лишь с известными сортами водки и сигарет. Теперь появилась новая компания «Служба Довгань», построенная по сетевому принципу и ориентированная на продажу различных товаров и услуг.
У известных и умных бизнесменов наверняка вскоре появится масса последователей среди их коллег, и сетевой рынок получит мощный толчок для своего дальнейшего развития.
Информационная поддержка консультантов
МЛМ (сетевого маркетинга)
Появилась в России и своя научно-методическая база для развития МЛМ (сетевого маркетинга). С 1997 года регулярно выходит журнал «MLM — перспектива» (как заявлено на обложке — «для тех, кто выбрал профессию XXI века»).
Издается ежемесячная 24-полосная газета «Хорошие Новости», освещающая деятельность сетевых компаний и положение дел в сетевой индустрии в целом. На Урале появилась своя сетевая газета «Четвертая волна» — орган «Центра развития сетевого маркетинга и частного предпринимательства».
Теперь в индустрии МЛМ (сетевой маркетинг) нет дефицита специальной литературы. На русском языке изданы огромными тиражами десятки книг американских корифеев сетевого бизнеса — Тома Шрайтера, Джона Каленча, Джима Рона, Джона Фогта… Теперь даже трудно представить, что до этого сетевики читали такую литературу в сам.издате.
Зарождение профессионального
МЛМ (сетевого маркетинга) в России.
Появились на книжных прилавках и первые «ласточки» отечественных лидеров MLM. Российский институт психологии бизнеса МЛМ (сетевого маркетинга), обосновавшийся в Санкт-Петербурге, выпускает профессиональные видеофильмы и аудиокассеты no MLM, проводит региональные конференции, собирающие сотни представителей различных MLM-компаний. Во многих городах возникли и активно функционируют центры профессионалов MLM.
Сейчас очень многие Лидеры МЛМ понимают, что профессиональное развитие возможно только при взаимоподдержке. Только все вместе, независимо от того, в какой компании мы работаем, сможет сформировать имидж сетевика, вызывающего уважение к своей профессии и желание примкнуть к этой индустрии у людей, далеких от МЛМ (сетевого маркетинга).
Индустрия МЛМ (сетевого маркетинга) мощно развивается, и финансовые кризисы лишь придают ей ускорение. Ведь именно в такое время десятки тысяч «белых воротничков» остались без привычной работы и быстро пополнили ряды сетевых компаний, обретя свое новое рождение как бизнесмены.
Экономическая ситуация, которая сложилась в России, предвещает дальнейший всплеск этого бизнеса. Многие россияне найдут в МЛМ (сетевом маркетинге) свое признание и удовлетворение.
Скажите, каким именно образом экономическая ситуация в России способствует развитию сетевого маркетинга?